![]() |
11.02.2011 Провел вчера авторскую экскурсию в областном краеведческом музее по выставке, посвященной 80-летию Бориса Николаевича Ельцина. 27.01.2011 28-29 января тренинг в Ижевске для ОАО «МК «Сарапул-молоко». 27.11.2010 27-28 ноября тренинг на ЗАО «Уралпластик». Первый из запланированных пяти в течение года. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]()
Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!» «Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?» Дзенская притча
Драматургия судьбыДраматургия, в классическом своем понимании, занимается вопросами причинно-следственной связи — и не более того. Причинно-следственная связь — совокупность причин и следствий. Совокупность некоторых действий и событий, которые могут привести к вываливающимся из окна старушкам, человеку, который случайно теряет голову (случайно!), ко взрыву Чернобыльской АЭС.
Дата публикации: 19.06.2012
Тема: От первого лица Автор(ы): Ю. Н. Арабов Источник: Ю. Арабов: То, что я вам сегодня расскажу, не имеет никакого отношения к науке. Этим я надеюсь ваши юные души облегчить. К чему это имеет отношение — я и сам толком не знаю. Но, тем не менее, к чему то все-таки имеет, и ближе всего — к драматургии. Многие из вас Из зала: Хармс! Хармс! Ю.А.: Ну, вот допустим, что это написал не Хармс, а Из зала: Цепная реакция… Зависть… Любопытство… Ю.А.: Значит, догадки, которые вы выдвинули: цепная реакция, зависть, любопытство… Это привело к гибели бесконечного числа старушек. А тогда я задам вам другой вопрос. Вот шел человек по улице. Шел… Поскользнулся на подсолнечном масле… Проехал трамвай. Вжик! — и голова отлетела. Из зала: Булгаков, Булгаков. Ю.А.: Почему Берлиоз потерял голову? Из зала: Стечение обстоятельств… Несчастный случай… Судьба… Ю.А.: А что значит судьба? Из зала: Карма… Рок… Ю.А.: Карма? Рок-н-ролл, я надеюсь, большой рок, хард-рок. Хэви-метл случился с человеком по имени Берлиоз. Вот вы сказали — судьба. А как вы понимаете это? Вот шел человек — вжик! – и нет человека. Вы так судьбу понимаете? …Я вам задаю вопросы, на которые изначально чрезвычайно сложно ответить взрослым людям. А вам ответить легко. Вы в более выгодном положении находитесь. Я задам вам третий вопрос, на который сейчас сам отвечу. Чем занимается драматургия? Драматургия, в классическом своем понимании, занимается вопросами причинно-следственной связи — и не более того. Причинно-следственная связь — совокупность причин и следствий. Совокупность некоторых действий и событий, которые могут привести к вываливающимся из окна старушкам, человеку, который случайно теряет голову (случайно!), ко взрыву Чернобыльской АЭС и многим другим приятным для каждого из нас вещам (может быть, несколько приятнее, чем взрыв…). Помните, в той же толстой книжке старого дяденьки по фамилии Булгаков есть диалог, который предшествует отрезанию головы Берлиоза. Из зала: Да, да. Ю.А.: А я вам сейчас вкратце его напомню. Берлиоз говорит Воланду о том, что вечер впереди ему известен. Очень хорошо известно, что будет этим вечером. Берлиоз добавляет — «Если мне, конечно, на голову не свалится кирпич». Здесь Воланд смеется и говорит: «Помилуйте, кирпич просто так на голову никому не свалится». «Мастер и Маргариту» писал драматург — старый дяденька по фамилии Булгаков. А поскольку он был драматургом, то знал, что драматургия занимается причинно-следственной связью. И для классического понимания драматургии случайности или не существует, или случайность занимает некую локальную позицию. Об этом знают драматурги, я сейчас специально останавливаться на этом не буду. Я слышал, что у вас уже была лекция по древнегреческой трагедии «Царь Эдип». Я не знаю, читали ли вы это произведение, но в нем — то змеиное яйцо, из которого вылупилась вся европейская культура, и, прежде всего, драматургия. В этой трагедии есть такой эпизод — чума в Фивах. А вот драматургия, в частности, классическая драматургия, причину гриппа и множества других малоприятных событий ищет в так называемом нарушении норм. Или же причиной подобных событий могут быть некие грехи и преступления нравственного закона; а микроорганизмы здесь совершенно не при чем. Почему разразилась чума в Фивах? Умный человек — Эдип, отличный человек — Эдип – он ищет причину где угодно… Он спрашивает богов: «В чем причина?» Но причина — в нем самом. Он жил с собственной матерью как с женой и убил человека. Вот древние знали об этом, и древнегреческая трагедия, которая является прообразом драматургии, оперирует такими понятиями, как «нарушение нормы» и «механизм воздаяния». Ну, например, совершили вы нечто — ударили ногой кошку или сказали маме неприличное слово (сказали: «Старая карга, уйди, смотреть на тебя не могу»), или же украли у своего соседа бутерброд, или 10.000 баксов, не знаю…, может быть, Можно задаться вопросом: «А кто нарушил норму первый?» По Шекспиру первым нарушил норму Клавдий, который убил законного царя — отца Гамлета и завладел троном. Клавдий свое получит, но уже в расследовании этого преступления, где Гамлет, на самом деле, выступает, как следователь. Вот вы любите читать детективы, ну, Так вот, возвращаясь к формуле Булгакова — «кирпич просто так на голову никому не свалится». Вы говорите: «Судьба». Да, можно и так сказать, но сейчас мы говорим с вами о драматургии, и мы скажем так: «Кирпич на голову Берлиоза свалился вот почему…» Или же скажем точнее: «Трамвай отрезал голову Берлиозу потому что…» В частности, потому, что Берлиоз жил исключительно головой. Ну, а как же, вы же помните диалог Берлиоза и Воланда на Патриарших прудах. Берлиоз доказывал Воланду, что, с точки зрения науки, Бога не существует. Христа не существовало. Ну как? — Логика – голова, да? Вот она — «репка». Репка говорит, что не существует Бога, репка говорит, что Христа не существовало, что это все позднейшие фальсификации исторической науки… А существует таблица Менделеева, закон Лейбница, квадраты, более сложные или более простые формулы… И, в частности, Берлиоз верил, был убежден в том, что после отрезания головы от тела жизнь прекращается. И вы помните, что жизнь, на самом деле у Берлиоза не прекратилась. Он был оживлен Воландом, и Воланд сказал ему: «Вы всю жизнь были поклонником теории, что когда у человека отрежут голову, жизнь прекращается. Теперь вы видите, что это не так, но в принципе,- говорит Воланд, — каждому достается по его вере. Вы уходите в небытие, в которое верили, а мы будем пить сейчас из этой чаши, в которую превратится ваша голова за бытие и за вечность, за вечную жизнь». «Мастер и Маргарита» — произведение, во многом, нового времени. А драматургия нового времени отличается тем, что авторского произвола в ней значительно больше, чем так называемых логических, естественных законов — законов причинно-следственной связи. И если вы спросите, почему скажем, у Хармса вывалились те же старушки, мне нечего будет вам ответить, потому что произведения Хармса к драматургии классической не имеют ни малейшего отношения. Главное в них — произвол и авторский замысел, авторское своеволие. Вот Булгаков находится Так вот, что такое драматургия? Классическая драматургия — постижение причинно-следственной связи. И когда вы читаете то или иное произведение или, не дай Бог, будете писать Что придумали — не знаю. Ну, как та же старушка вывалилась… Почему это произошло, почему старушка так наказана? Что старушка совершила? Или же, если вы начинаете свое произведение с Если мы пойдем далее в теории драматургии, то классическая драматургия оперирует такими понятиями, как «завязка», «кульминация», «развязка». Ну вот, завязка, предположим, вы украли миллион, кульминация — вы убегаете от погони, и вот-вот вас настигнут, развязка — вас сажают в тюрьму, или же вы со своим миллионом становитесь очень счастливым человеком. Два варианта этой немудреной ситуации. Вам известно, что в драматургии существуют различные жанры — ну, например, трагедия, о которой я говорил, комедия, мелодрама, детектив и т. д. Ну это все, понимаете, само собой интересно, это вещи профессиональные, но я думаю, что каждый из вас, кто Вы рассуждали о судьбе. А если посмотреть, как реально человеческая Или же, такое странное дело: почему, например, такое место в жизни Наполеона занимал случай? Человек, например, идет по мосту, который обстреливается картечью из 20 орудий. Все падают замертво, Наполеон проходит без единой царапины. Почему? Вы скажете — случай. А я, читающий драматургию, пожму плечами и скажу, что это странно. Почему случай так служит Наполеону и совершенно не служит тому же Пушкину, которому очень не везет? Или, например, довольно странная картина, связанная с Николаем Васильевичем Гоголем, другим нашим гением, гением в полном смысле этого слова, родоначальником всей новой литературы. Человек умирает от болезни, которую никто не может определить. И дело не в микроорганизмах. Врачи в середине XIX века — это уже были врачи, это не были эскулапы времен Парацельса и прочих кудесников. Это были квалифицированные люди, которые не находили ни малейшего повреждения, ни малейшей причины болезни Николая Васильевича. Тем не менее, кончина его была достаточно страшной. А почему? Вот по идее, причинно-следственная связь должна ответить, почему? И она должна ответить, почему на голову упал кирпич. И вы говорите — судьба. Давайте расшифруем судьбу с точки зрения причинно-следственной связи и посмотрим. Может быть, Пушкин завязал в завязочной части композиции своей жизни такие завязки и узлы, которые привели к выстрелу на Черной речке? И вот если это у нас получится, мы сможем сказать, что понимаем фразу «Весь мир — театр». И мы можем сказать, что в этой фразе есть Я задался этим вопросом и стал исследовать различные исторические материалы. Естественно, вы понимаете, для того, чтобы решить эту проблему, надо взять такое историческое лицо, о котором все известно. Или главные детали жизни которого известны. Что он делал в юности, в зрелости и т.д. Вот если мы возьмем Ивана Ивановича Иванова, ничего мы не скажем, что Иван Иванович Иванов сделал в юности. И поэтому мы совершенно не сможем проследить причинно-следственную связь, зная, что он умер от рака. Или же, зная, что дожил до 101 года и умер во сне как святой. А больше ничего не знаем. Нет, это не подходит. А для того, чтобы посмотреть реально, подчиняется ли человеческая жизнь законам драматургии, нужно брать людей, о которых все известно. И вот, я просидел над этим год и написал такую книжку «Механика судеб». Она сейчас публикуется в журнале «Киносценарии», хотя к киносценариям она никакого отношения не имеет. И для начала я взял жизнь такого человека, о котором, кажется, известно все — Александра Сергеевича Пушкина. Не оттого, что это национальный гений и из него произошла вся русская словесность. А из-за того, что о его жизни все известно. И стал смотреть завязки, чтобы объяснить, почему на голову упал кирпич. Или же, почему появился В «Мастер и Маргарите» существует линия Иешуа — Пилат; линия Мастер — Маргарита; линия похождений Воланда и Бегемота по Москве и т.д. То есть, обычно некое произведение сплетено не из одной линии, а из множества линий -двух, трех, четырех, как позволяет профессионализм автора. В жизни Пушкина я нащупал в завязочной части композиции (это примерно 10-е годы жизни поэта) несколько художественных линий, или, скажем, несколько линий жизни, к которым можно относится как к линиям художественным (мы договорились, что жизнь будем рассматривать с точки зрения драматургии). Эти линии бы можно озаглавить, например, «Я и дуэль» или «Мое отношение к дуэли». Или вторая линия — «Я и религия»; третья линия — «Я и власть»; четвертая — «Я и женщины». В завязочной части композиции любого драматургического произведения возникают некие события, которые в итоге приводят к счастливому или несчастливому финалу. Вот давайте посмотрим на эти линии, на завязки пушкинские в десятых годах его жизни. Ну, например, «Я и дуэль», «Мое отношение к дуэли». Мы знаем, что Пушкин окончил жизнь на дуэли. Существует такая записка жены Карамзина, знаменитого нашего писателя и историка, в которой она пишет: «У Пушкина, что ни день — то дуэли; и так странно: из каждого выходит в рестораны». По другим воспоминаниям, у Александра Сергеевича было просто по несколько дуэлей на дню, и каждая оканчивалась благополучно. Как вы понимаете, это были крайне несерьезные дуэли, игра в дуэль, когда люди, часто неплохо друг к другу относившиеся, цеплялись за Вот завязалась линия, и мы с вами думаем, что это как бы сойдет с рук. Ну мы думаем, что поиграли в дуэль, а потом кончили. Поиграли — и все. Чего там? Попужали друг друга, постреляли. Как было бы хорошо, ребята, если все бы так и было! Если бы жизнь представляла из себя вот такую легкую верховую прогулку или комедию, в крайнем случае — мелодраму. А вот, понимаете, жизнь каждого из нас заканчивается физическим исчезновением ее героя. Я не знаю, есть ли среди вас бессмертные. Значит, первая завязка — «Я и дуэль». Вторая завязка, которую я выделил из жизни Александра Сергеевича: «Я и власть». Вот вы знаете родовую черту нашей интеллигенции. Вы все — интеллигенция. Правда, будете жить в другую эпоху, не скажу, что более легкую, но другую, когда потребуются не треп, а знания. И ваш облик, Вот эта линия, понимаете, я не знаю, сколько ей лет, а вернее, сколько ей веков. Линия «Пушкин и власть» реализовалась у Пушкина так, что он бесконечно долго раздражает власти — эпиграммой бесконечной, короткими стихотворениями, высмеивающими чиновников, дуэлями, определенным типом поведения. Это приводит к конфликту с властями. Вот еще одна завязочка, да? Мы, скажем, написали на нашего начальника А потом эта линия вдруг отзовется довольно странным происшествием, о котором до сих пор пушкинисты не могут ничего толком сказать. Николай I пытался предотвратить дуэль между Дантесом и Пушкиным, пытался. И более того, послал Бенкендорфа, чтобы предотвратить ее. Бенкендорф поехал в другую сторону. Они даже на улице встретились и великолепно так вот разминулись. Но как у нас говорят: Николай организовал заговор и нарочно направил Бенкендорфа в другую сторону. И Дантес еще в кольчугу одетый вот… У нас еще один миф про кольчугу на Дантесе, был, во всяком случае, в эпоху моей молодости очень популярен (сейчас уже, слава богу, нет). Ну, вот организовали заговор. А вот если мы посмотрим на отношение Пушкина к власти как на одну из завязок, то очень логичная развязка этой завязки, которая происходит в конце жизни, очень логичная. Случайность, вполне обоснованная тем, что власть была в постоянном напряжении от Пушкина и постоянно уязвлена им. В общем, понимаете, еще один кирпич случайно упал с крыши. Бенкендорф в другую сторону поехал. Специально, именно специально. Ошибся. Чувачок ошибся. Мы скажем, просто так чувачок ошибся. А похоже, что нет. Похоже, что это завершение одной из драматургических линий. Вы скажете судьба, да? Что объясняет судьба? А вот драматургия объясняет. Или же третья линия, завязанная в молодости поэта, скажем «Я и религия». Вы знаете, что Пушкин, во всяком случае, в первую половину своей жизни был поклонником французского просвещения, французских энциклопедистов. Были такие люди, из идеологии которых родилась Великая Французская революция. Многие из них были атеистами и, в частности Вольтер, который написал произведение под названием «Орлеанская девственница». Оно является пародией или хохмой, Поэма была написана. Мы скажем: «Ну и что? Подумаешь, А вот то, о чем я говорю — более сложно. Все сойдет с рук… Вот завязка — поэма. Поэма, взятая жандармами. Автор определен — Пушкин. Поэма, которая лишний раз отвращает государя от Пушкина. Не от того, что государь был такой нравственный человек. Какой он был нравственный человек… обычный чиновник. А потому, что жизнь государя построена как бы на других основах и это покушение на основы государства и, прежде всего, на культуру христианства. Чем это отзовется в финале? А отзовется это в финале довольно странным событием: митрополит петербургский откажется Пушкина отпевать, сказав довольно странную фразу: «Самоубийц мы не отпеваем.» Ну вот еще один эпизод. Если рассматривать его без контекста, мы скажем, что митрополит был старый клерикал, ничего не петрил и просто своим решением не хотел идти на конфликт с государем. Но с точки зрения причинно-следственной связи, это довольно логичный поступок и поступок, вытекающий из завязочки под названием «Гаврилиада». Жуковский в разговоре с государем говорил, что якобы у Пушкина была очень возвышенная смерть, это был золотой человек, типа Карамзина. Николай замахал руками и сказал: «Да брось ты! Карамзин жил и умер как ангел, а Пушкина насилу заставили умереть христианином». Я вырос в то время, когда эта фраза трактовалась так, что убили все таки Пушкина, насилу заставили умереть… Да нет. Вот в этой фразе, в отказе отпевать Пушкина (его отпевали только в церкви на месте погребения, во всяком случае, митрополит долгое время не хотел вообще этого делать), сказывается развязка из той завязки под названием «Написание «Гаврилиады» и бесконечная игра во французское ателье. Или же, четвертая линия — «Я и женщины». Вот существует масса такой литературы сомнительного качества, сомнительного рода достоверности. Это и «Донжуанский список Пушкина». А вот я еще читал такую книжонку «Тайные дневники Пушкина», якобы обнаруженные. Все эти дневники есть описание оргий в борделях, проституток. Мне, честно говоря, совершенно неинтересно, подлинник это или лажа. Скорее всего, лажа. Но вот Ну, кажется, человек может влюбиться, да? Мы с вами скажем: ну и что? Мало ли мы ухаживали за женами других людей? Нам ничего не будет. А причинно-следственная связь говорит, что это же завязка, а средства будут определенными. Вы даже можете просчитать… А как у Пушкина это все выглядело? А то, что за его женой стали точно также ухаживать, точно также поступать, как он пытался поступить, в частности, с женой графа Воронцова и с другими женщинами. И в некотором смысле это объясняет, почему Пушкин на первых порах знакомства с Дантесом так здорово к Дантесу стал относится. Дантес, как и Пушкин, был великий остроум. Пушкин был очень остроумный человек. Дантес также очень любил острить и шутки, каламбуры его не лишены приятности. Дантес точно также был очень большой забияка и любил играть в дуэль. Пушкин узнал себя в свои молодые годы. «Ну что, это ж я". Дантес так же, как и Пушкин, в молодости увивался за женщинами. Этот самый Дантес потом, когда вот этот камень, вот это колесо прошлось по собственной жизни поэта… Вот завязки и развязки. Но Пушкин не был бы Пушкин, а был бы обыкновенным обывателем, пошляком, идиотом, если бы не предугадал все это инстинктивно. А это случилось с Пушкиным в Михайловском в начале 20-х гг. XIX века. Вот в драматургии и существует понятие золотого сечения, под которым понимается точка покоя в композиции, где действие затухает, расположенное в пропорции примерно 2/3. Математическая формула достаточно сложна, там пропорции более точные. Точка затухания действия. Вот Так вот, в жизни Пушкина такое золотое сечение, на мой взгляд, это начало 20-х гг., когда он отбывал ссылку в Михайловском. И вы знаете, у меня такое ощущение, что он как бы все понял, что его ожидает. Я знаю, как это произошло. Он гений был, так сказать, гений чистой воды (это как бы видно по его произведениям), но это видно и по его жизни. Понял, не знаю, логически ли понял, или интуитивно, и решил все эти завязки перевязать. Сделать их другими. Вот причинно- следственная связь: я сделал то-то, мне следует Верховые прогулки, завтрак, письмо, купание в реке, вечер в Тригорском, весь день в занятиях, в работе… И вот те парадигмы жизни Пушкина меняются, или поэт пытается их сменить. Ну вот мы говорили первая линия: «Я и дуэль». Пушкин явно понимает, что эти времена прошли и больше дуэлей быть не должно. Или линия «Я и власть». Пушкин пишет письмо государю Николаю Павловичу, в котором обязуется не предпринимать больше никаких противоправных действий. И, более того, сотрудничать, как может, с властями. И это покаянное письмо приводит к встрече с государем Николаем Павловичем, где государь сказал: «А где ты был бы во время событий на Сенатской площади?» И Пушкин не соврал, сказал, что со своими товарищами. Имелось ввиду декабристское восстание. А тем не менее, разговор кончился примирением двух сторон, государь сказал: «Вот тебе моя рука»,- Пушкин пожал, и они вышли друзьями, обнявшись, и своей свите государь сказал: «Вот перед вами новый Пушкин, того — забыть». Линию «Я и религия» Пушкин также пытается перевязать. Это выражается, в частности, в категорическом отказе от авторства «Гаврилиады», Линия «Я и женщины» перевязана поэтом, и также идея перевязки родилась в Михайловском. Другие завязки, и, вроде, следствия должны быть другими. Александр Сергеевич делает несколько предложений подряд разным женщинам, и, наконец, его предложение со второго раза принимается Гончаровой. Пушкин доказал, что понял. Он, видимо, все понимал, что должно произойти. И это не мой домысел. Дело в том, что на самом деле Пушкину все было предсказано в конце 10-х годов госпожой по имени церковный двор. Госпожа Кинггоф, известная петербургская гадальщица. Остались документы, остались факты, подвергать которые сомнению не имеет смысла. Немка полностью предсказала ему судьбу. Более того, она сказала, что все должно сложиться так, что вы примете смерть… Вы, человек знаменитый, примете смерть от человека с белой головой. Пушкин, кстати, очень опасался дружбы с блондинами. И более того, в один период его жизни белую голову трактовал как начальника масонского ордена, после этого отошел от масонов. Все было предсказано, но гадалка сказала, что есть возможность на самом деле, что если в тридцать семь лет не случится это с вами, то вы проживете долгую и счастливую жизнь. Или в тридцать семь, или в девяносто. Всю свою жизни Пушкин находился под впечатлением от этого гадания. А впечатление это было потому, что гадалка очень точно предсказала даже не то далекое будущее, о котором Пушкин еще не знал, а предсказала, что случится с Пушкиным на следующий день, через три дня. Она предсказала, что близкий друг отдаст ему карточный долг и он получит деньги от родителей. Ни того, ни другого он не должен был получить, но все состоялось, и Пушкин очень поверил в предсказание. Казалось бы, в Михайловском и после Михайловского Пушкин перевязал узлы. А почему же все-таки это не подействовало? А потому, что эти новые причины и новые завязки не смогли перевязать старые завязки. Потому что все они оказались, практически, не последовательными. Вот, например, линия «Я и женщины». По очень многим документам, женитьба вовсе не гарантировала Пушкину, не оберегала его от увлечения другими женщинами, в частности, сестрой собственной жены Натальи Николаевны Гончаровой. Или же линия «Я и дуэль». Вот очень долго крепится, а первым посылает картель, первым бросает вызов Дантесу. Не состоялся зарок, не получилось, сорвался. Или же линия «Я и власть». Пушкин открыто демонстрирует свое презрение к тому чину камер-юнкера, которым наградил его царь Николай Павлович. На самом деле, в камерюнкерстве не было ничего зазорного. Это была первая ступень для роста в карьере. Вслед за камерюнкерством, Пушкин наверняка очень быстро получил бы и другие чины. Это его чрезвычайно ранило, он не скрывал своей обиды на двор. Обида дошла до государя и это послужило очередным поводом к раздору. И эта линия не состоялась и не сработала. Новые завязки не смогли перешибить завязок старых. Старые завязки взяли свое и механизм воздаяния сработал по старым завязкам, т.к. новые оказались мелки и непоследовательны. И вот я наткнулся на один документ. Случайно один из соотечественников, кажется в 70-е годы прошлого века, встретился с постаревшим Дантесом, кажется, в Вот эта фраза Дантеса. Черт вмешался в дело. Это говорит об очень многом. На самом деле, Дантес был орудием и итогом некой причинно-следственной связи, которую завязал поэт в своей жизни в начале, в завязочной части композиции. Но я сейчас рассказываю вам все это вовсе не из-за того, чтобы сказать: «Посмотрите, вот что случилось с Пушкиным; не делайте так, ребята!» Надеюсь, вы понимаете, что я говорю вовсе не об этом. Я говорю о том, что имеет отношение к каждой человеческой жизни, к каждому из вас, каждому из нас, а вовсе не об Александре Сергеевиче, который был гением и натурой возвышенной. И то, что своей смертью он не обеспокоил практически никого — доказывает это. Понимаете, смерть очень многое значит. Вот как человек умирает — такой и был человек. Пушкин умирал возвышенно, тихо, бесконечно обеспокоенным о судьбе своей супруги. То, что он был гений — не нуждается в разъяснениях, поскольку сам исторический путь литературы, в начале которого поставлен Пушкин, говорит это. А вот то, что случилось — есть драматургия судьбы, механика судеб. Или же законы кармы, воздаяния. Вы скажете: нет людей безгрешных. Каждый из нас совершает то, другое, пятое, десятое. У вас грехов меньше — вы молодые люди, у меня грехов бесконечно больше, т.к. я по сравнению с вами уже старик. Как избежать? Я задался этим вопросом и пришел к некоторым выводам. Один из них таков. Завязки можно перевязать, чтобы следствия были другими, что Александр Сергеевич и постарался сделать, но это надо делать более последовательно. Но на самом деле, истинный путь к подобному изменению судьбы знает любой христианин. Это — покаяние. Всего лишь. Искреннее покаяние, или таинство причастия. Вот покаяние разрывает причинно-следственную связь. И частично освобождает нас от воздаяния или, выражаясь драматургическим языком, от развязок на те завязки, которые мы совершили в первой трети композиции нашей жизни. А почему это столь важно? Вот, понимаете, стоят Есть и другие пути. Другие пути — шулерские. Я их также пытаюсь рассмотреть, я не буду сейчас на этом останавливаться. В частности, от смены имени собственного очень многое зависит. Вот если вы посмотрите на некоторых известных людей с псевдонимами, если вы посмотрите на их жизнь, то вы увидите, что резкое изменение в карьере очень часто по времени совпадает с взятием псевдонима. Аня Горенко взяла и стала Ахматовой. Или Борька Бугаев взял и стал Андреем Белым. Или Норма Джейн взяла, взбалмошная девка, и стала Мэрилин Монро. Я не буду останавливаться сейчас подробно на этой теме. Скажу, что тот, кого интересует метафизика имени, что значит имя в человеческой судьбе, читайте отца Павла Флоренского, его незавершенную работу «Имена». Там говориться о том, что значит имя. Слово это очень серьезно. Вселенная реагирует не только на цифры, но и на слово. Есть еще некоторые пути, но, чтобы не смущать ваши юные души, я на этом останавливаться не буду. Завершая сегодняшний разговор, я скажу следующее. Мы начинали с вами разговор о том, что есть драматургия. Я хочу вам сказать, что драматургия не есть ваше своеволие. Не есть то, что сейчас стукнуло в вашу башку. А драматургия фильма, и драматургия как таковая, есть серьезное исследование следствий, которые бывают из поступков человека, из его мыслей. Потому, что мысль это тоже поступок, что особенно для нас тяжело. Это категорический императив христианства, совершенно не подвластный нашей хлипкой мускулатуре. В драматургии все должно быть обусловлено. Если происходит случайность, вы должны сказать, почему она происходит, не оттого, что мне так захотелось. Оттого, что мой тот или иной герой, персонаж, поступил или подумал вот так. Если происходит смерть, или счастье, или выигрыш. вы должны знать, почему происходит. Исследование причинно-следственной связи. И вот этот аспект драматургии имеет далеко идущие последствия, как я попытался вам сегодня рассказать, и приложим к любой другой человеческой жизни. Естественно, что существует и другая драматургия, другая литература. Существует драматургия своеволия, драматургия гротеска и абсурда, но сегодня я говорил с вами о так называемой традиционной драматургии и традиционных культурных ценностях, которые происходят из идеи целесообразности мира, упорядоченности мира, или из идеи Бога. Вопрос: Вы говорили про то, что можно перебить завязки. А может произведение искусства перебить завязку? Например, «Андрей Рублев» для Тарковского? И еще — может ли один человек перебить завязку, завязанную другим? Ответ. Если бы я ответил на ваш вопрос, я бы стал персонажем программы «Третий глаз». Или же мне пришлось бы надевать сутану. Я не монах. Тут действует только мое скромное мнение Т.к. вы понимаете, что никаким человеком, дающим ответы на столь глобальные вопросы я быть не хочу. Это не по моим плечам, я считаю это как бы нехорошим делом…
Вопрос: А в плане вашей личной судьбы? Ваш сценарий? Ответ. Лично для меня сценарий — все это чушь собачья, по большому счету. Ну а творчество… Вы говорите о творчестве, видимо, да? Для меня творчество является единственной скорлупой, в которой я могу как бы отсидеться, безусловно. Вы это спрашиваете? Может ли творчество соткать над человеком некий шатер, делающий его менее уязвимым, это? Да, может. Вопрос: Скажите, а вы верите, что человек, художник, автор создает произведение искусства… И то, о чем он делает произведение, начинает происходить с ним в жизни?
Вопрос: Вы сказали, что неизвестные люди меняют свои имена. А вот не могло быть так, что сначала стали известными, а потом свое имя решили сменить?… Ответ. Могло. Вот я приведу вам в пример следующее. Вот недавно была Олимпиада в Атланте. А помните ли вы такого трясущегося негра, который никак не мог зажечь Олимпийский огонь? Мухаммед Али, да? А вы знаете ли, что невезуха его совпадает с взятием псевдонима? Когда он был Кассиосом Клеем, ложилась фишка. За Мухаммедом Али фишка не пошла. Об этом вы спрашивали? Я вам говорю, что перемена имени влияет на вашу жизнь по причинно-следственной связи. При помощи перемены имени вы можете изменить свою судьбу. Но это шулерский метод. За это также прийдется платить. Если вы неизвестны, перемена имени может, в принципе, дать вам известность. Если вы известны и перемените имя, то вы, в принципе, можете уйти в неизвестность. Я вам говорю об этом. Вопрос: А вы не знаете, в какой последовательности, т. е. нет ли Ответ. Вы знаете, наверное, есть. Но я для себя, как-бы эту проблему полностью не мог откинуть, потому, что здесь надо обладать настоящими энциклопедическими знаниями, как скажем, отец Павел Флоренский. А я человек, к сожалению, другой эпохи и «мы все учились понемногу, Вопрос: Вот когда вы говорите о драматургических линиях судьбы, о Пушкине, в частности, вроде бы рассматривается судьба в целостности, и эта целостность возникает уже после того, как человек умер. А вот если человек еще жив? Вот мы не знаем, как мы все умрем… Ответ. Как умрем — мы не знаем. Но все-таки Вопрос: Может ли быть воздаяние в Ответ. Индуизм и буддизм говорят, что да. Наверное. Я думаю, что неблагополучие многих молодых людей вызвано причинами, таящимися в других жизнях. И в Другие статьи этой темы:
Смотрите также: |
||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|