Умение общаться и управлять, искусство видеть цель и вести к ней других — основа Вашего успеха в бизнесе и в жизни.

Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Оформленные мысли > Страна победивших медведей
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
Сложные проблемы всегда имеют простые и лёгкие для понимания неправильные решения.

Закон Менкена-Гроссмана (из законов Мёрфи)

Страна победивших медведей

Инструкция для бизнесменов по общению с чиновниками

Дата публикации: 31.08.2009
Тема: Оформленные мысли
Автор(ы): Александр Заборов
Источник: Бизнес и жизнь, июль 2007

Поступки политиков или крупных чиновников нас часто удивляют. Они даже кажутся нам нелогичными. Распространено мнение, что все они там не очень далекие люди. Но! Политики контролируют значительно больший бюджет, чем предприниматели. Скорее всего, мы просто плохо понимаем мотивы их поступков, реальные условия, в которых они находятся и то, что вопросы удержания власти и лояльности для политика важнее экономической целесообразности. Здесь пропасть между ними и бизнесменами.

Главная задача — получить и удержать
Главное отличие Политики от Бизнеса, из которого все остальное растет, заключается в том, что место политического руководителя принципиально одно. Вы очень легко ответите на вопрос, кто первое лицо в государстве или в области. С такой же легкостью вы не сможете ответить на вопрос, кто в стране главный предприниматель или главный металлург? Политический лидер всегда один, здесь не может быть никаких компромиссов. Лидер всегда и со всеми воюет. Всегда и со всеми, никаких исключений нет. Всегда на его место есть много желающих. Он не может расслабиться ни на секунду. Он не может доверять никому абсолютно. Когда вы упускаете это из вида, оказываетесь не в состоянии понять все остальное, всегда любой анализ должен начинаться с этой точки.
Экономический рост, пенсии, зарплата бюджетников — это вопросы второстепенные. Не потому что они не важные, просто есть более важный вопрос — как получить и как удержать власть.

Если вы понимаете, что на данной территории определяющим является мнение директора градообразующего завода, то для того, чтобы стать мэром, вам надо дружить с заводом. Если на этой территории нет определяющей силы, и грядут реальные выборы, то и логика поведения мэра будет совсем другая. Сейчас, чтобы стать губернатором, надо дружить с администрацией Президента.
Когда новую спортивную федерацию принимали в члены НОК России, единственный вопрос который был задан руководителю федерации, был — за кого он проголосует на выборах председателя НОК, за действующего председателя или кого-нибудь другого.

Самый эффективный способ удержаться — это вытоптать поляну вокруг себя. Вспомните телекиллера Сергея Доренко в течение года убивавшего Юрия Лужкова; судьба Михаила Ходорковского определилась тогда, когда стало ясно, что он рассматривает себя как кандидата в президенты России. Поэтому нельзя допускать фальстарта — обратного пути нет. Поэтому все поголовно изо всех сил демонстрируют лояльность. Риторика, портреты на стене, заверения в преданности — обязательные правила игры.

Посмотрите на те должности, с которых мог бы стартовать будущий кандидат на роль первого лица. Они все заняты людьми принципиально не избираемыми. В нашей области губернатор стартовал с позиции председателя областной думы — к этой должности особое внимание.

Каковы механизмы противодействия вытаптыванию? В США президент или губернатор может вытоптать поле в родной партии, но не может в чужой. Так, что два сильных претендента на пост гарантированны. В нашей стране эту роль выполняет знаменитое противостояние губернаторов и мэров «столиц» субъектов федерации. Да, по-российски кондово, но свою роль выполняет — конкуренция существует.

Методы, используемые в политике, для производственника кажутся немыслимыми. Приведу несколько примеров, с которыми сталкивался.
Людям дается престижная должность, атрибуты власти (кабинет, машина с «номерами»), но при этом не дают ни каких реальных возможностей влиять на что-либо реальное. Это может быть показательное появление человека из команды конкурента, перемещение потенциального конкурента или оппозиционера.

Все методы, которые использует политик, делятся только по одному признаку — работает, не работает. Будет использовано, все, что не отвергается обществом, потому что если не используешь ты, то обязательно найдется конкурент, который не остановится. Раньше самым эффективным приемом было объяснить в последний день перед выборами, что какой-нибудь кандидат изнасиловал девушку. Это работало замечательно, а сейчас перестало — значит, мы поумнели!

Пример из моей практики. Во время выборов председателя Областной Думы, у меня и моего соперника Евгения Порунова шансы были близки. Все решали голоса коммунистов. Мне было приписано, что в 1991 году я обещал коммунистов повесить на столбах. Большинство депутатов знали меня только по фамилии, а когда разобрались и поняли, что я такого говорить не мог в принципе — время уже ушло.

Другая страна
Говоря, марксистским языком, у нас феодализм: на западе демократические процедуры реально формируют власть, в нашей стране, они закрепляют уже свершившийся факт, придают ему демократический флер. Партии, общественные и молодежные палаты легко перестраиваются и создаются заново — потому что они надстройка, они выполняют декоративно-отвлекающую функцию. Власть в России принципиально не публична! Основные решения принимаются в тиши кабинетов, а не на заседаниях.

Тем бизнесменам, кому еще хочется поиграть в демократию, надо помнить, что нельзя переступать определенную черту, когда власть почувствует реальную угрозу себе. Евгения Примакова сняли с поста председателя правительства России в 1999 году за то, что он справился с должностью премьера и мог выйти из подчинения.

Большинство предпринимателей, идущих в политику, ждет разочарование. Бизнесмены в новой ипостаси депутатов, например, сталкиваются с совершенно незнакомой страной. Их представления и реальность находятся в вопиющем противоречии. Вот лишь основные различия.

1.Бизнесмен производит товары и услуги, а политик — имиджи. Его задача — создать образ. Иногда это наспех сляпанный образ для конкретных выборов. Иногда, это солидный, на годы, имидж отца города или области. Но в любом случае это именно имидж. Думаю, Президент Путин заявил в том, что в нашей области самые лучшие в России дороги, только лишь потому, что на ремонт той, по которой он ехал на выставку вооружения в Нижний Тагил, был потрачен весь дорожный фонд. Согласитесь, что это гораздо эффективней, чем годами содержать в идеальном порядке всю дорожную сеть и надеяться, что кто-нибудь сообщит об этом президенту.

Партия «Единая России», как субъект не существует — это целиком имидж, создаваемый СМИ. Отношение к партии населения зависит только от качества репортажей и рекламных материалов.
В любой стране мира избиратели, делая выбор, опираются на имидж кандидатов. Вопрос в том, насколько создаваемый имидж должен обладать «плотью», или он может быть эфемерным. Умеет ли общество проверять эти образы на прочность.
Конечно, и бизнес перенимает некоторые приемы политиков. Образы врачей, ветеринаров, заботливых родителей, ссылки на мифические академии и конкурсные комиссии уже переполнили телеэкраны. Другой прекрасный пример — проблема двухтысячного года. На абсолютно ровном месте сделаны большие деньги.

2. В политике чаще всего люди, с которыми вы имеете дело, не находятся в вашем прямом подчинении, им нельзя приказать, их нельзя уволить как бы вы это сделали в корпорации. Как быть? Обычно создается система крючков и барьеров. Бизнесмен в политике привлекает всеобщее внимание, и вещи рядовые для других (налоговые отчеты, лицензии, СЭС и т.д.), все используется для давления и торга. Бизнесменов-депутатов не покупают, как принято думать, им создают проблемы, снятие которых служит разменной монетой.

Один из основных приемов — обрезать возможность для маневра, постоянно ставить в условия необходимости определения на чьей вы стороне. Вам могут предложить выступить с резким заявлением, стать доверенным лицом, специально спровоцировать конфликт.

3. Сегодня враг, завтра союзник — обычное дело. В нашей областной Думе, руководитель фракции главных врагов, стал сначала союзником, а потом и председателем Думы с нашей стороны, то есть нашим главным. За четыре года мои главные противники стали ближайшими соратниками. Все подвижно и нужно быть очень аккуратным в отношениях.

Все не так просто
Предпринимателям чаще приходится общаться с чиновниками, то есть с людьми, которые выполняют принятые политиками решения. Здесь тоже существует огромное число мифов, главный из которых — все решается взяткой.
Все не так просто. Интересное правило сформулировал И. А. Борзенков: «число продажных чиновников примерно соответствует числу продажных женщин». У чиновников твердые представления о справедливости и моральные правила, просто они отличаются от тех, что существуют в бизнесе.

Главная рекомендация видеть за должностной функцией живого человека, стремиться к установлению отношений на основе взаимного уважения, а в идеале и доверия. Надо понимать проблемы чиновника и идти им навстречу. Многие из них совсем просты: своевременная отчетность, доброжелательные публичные отзывы. Чиновник работает в очень жесткой среде и критерии оценки его работы начальством сильно отличаются от тех, что приняты в бизнесе. Чиновник очень отзывчив на доброе слово и очень обидчив на неодобрение.

Приходя на прием к чиновнику, помните, что у вас разная картина мира и, что очень важно, разный темп течения времени. Разовое обращение не дает результата. Рекомендуемый темп — вторая встреча через две недели и третья встреча или звонок через неделю. Результат вашей встречи — резолюция, если вы пришли без правильно оформленной бумаги, вы зря потеряли время.

PS. Да, и перестаньте наконец гордиться, что вы законов и постановлений не читаете!

Типичные ошибки при общении с чиновниками
• Попытка «сломать» сверху
• Единичное обращение
• Нарушение дресс-кода
• Ожидание быстрой реакции
• Нереальные предложения, незнание полномочий и механизмов
• Попытки «развести»

Что помогает в общении с чиновниками
• Формализация
• Знание нормативной базы
• Указания начальника
• Правило трех ящиков: 2недели + 1 неделя
• Регулярное участие в мероприятиях: засветка, репутация
• Пользуйтесь профессионалами.

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург