Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Психология управления > Ахиллесовы пяты управления
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
В сочинении на тему «кем я хочу стать». Я написал «счастливым». Мне сказали «ты не понял задание», я им сказал — «вы не поняли жизнь».

http://diamondken.livejournal.com/

Ахиллесовы пяты управления

Хороший руководитель не тот, у кого имеются ярко выраженные достоинства, а тот, у кого нет явных слабостей. Даже в одну из них может без остатка утечь авторитет и уважение подчиненных. Даже одно слабое место может быть причиной потери управляемости

Дата публикации: 05.07.2006
Тема: Оформленные мысли
Автор(ы): Александр Заборов
Источник: Бизнес и жизнь, июль 2006, ИД Абак-пресс

После физфака госуниверситета я «загремел» в школу. В обычную (сейчас это экологический лицей) городскую школу. Дали мне шестые, седьмые и восьмые классы. Сами же знаете, что происходит на уроках новых, не очень подготовленных учителей. Первые полгода я лихорадочно искал рецепт, который позволил бы установить порядок на уроках. Тогда я впервые задумался о том, почему так трудно быть хорошим руководителем (и хорошим родителем тоже).

Оказалось, что нет и не может быть какого-то волшебного слова или приема, который применил — и все у тебя в кармане. Не помогают ни душевные беседы, ни совместные выпивки, ни тотальный контроль.

Хороший руководитель не тот, у кого имеются ярко выраженные достоинства, а тот, у кого нет явных слабостей. Даже в одну из них может без остатка утечь авторитет и уважение подчиненных. Даже одно слабое место может быть причиной потери управляемости. Слабость — как отверстие в воздушном шаре. Пусть медленно, но шарик сдуется.

Если начальник не умеет настоять на своем, не умеет делегировать полномочия, непонятно, за что похвалит, а за что отругает, если любит приударить за сотрудницами, лидером в бизнесе он не станет.

Оказывается, и во время военных действий первая забота — о неуязвимости своей армии, а уж потом — все остальное. Вот цитата из «Искусства войны» Сунь-Цзы: «Поэтому тот, кто преуспел в войне, первым делом выбирает позицию, где он не может быть разбит, вместе с тем не упуская любой возможности разбить врага».

***
Начинающий руководитель часто пытается применить какие-нибудь эффектные приемы, нестандартные методы. От искушения при помощи чудесного приема одним махом переменить ситуацию не удержались и первые лица нашей страны. Вспомним отлов граждан на улицах больших городов во времена Юрия Андропова или наивную веру в волшебную силу госприемки Михаила Горбачева. Верят в «жесткие» аппаратные совещания, в изощренные системы учета, строгость наказания.

Суть в том, что помогают не чудеса, надо просто все делать правильно (мне нравится говорить «как в учебнике»), последовательно и комплексно. Недаром слова «самоучка доморощенный» — ругательство. Он обязательно упустит что-нибудь важное и предложит что-нибудь нереальное.
То же самое относится к тостам и выступлениям — не надо литературных шедевров, которые будут вспоминать годами, нужно просто поблагодарить или поздравить.

Хорошо и правильно — не означает сложно и вычурно. Вот суперпрофессионалы рекламируют шампунь: показывают волосы до применения рекламируемого чуда, мытье волос и замечательный результат после. Все естественно, не правда ли? Никакие кульбиты не заменят этой простой идеи. А вот саму идею можно показать по-разному. И здесь важнее всего не сюрреалистические изыски, а отличная операторская работа — чтобы цвета яркие, девушки красивые, звук четкий.

***
Если не по эффектным трюкам, то как же определить хорошего руководителя? Он устанавливает правила и добивается их соблюдения, начиная с себя. Он примет результаты конкурса, даже если они ему не нравятся, он не будет давать указаний отделу закупок о предпочтительности определенной марки, правила для всех клиентов, будь они военные, бюджетники или коммерсанты, будут одинаковы. У него не будет «месячников» порядка, чистоты или соблюдения правил перехода перекрестков.

Руководить — накладывать ограничения на себя. Василий Жуковский объяснял будущему императору Александру II разницу между деспотией и абсолютизмом. Деспот может поступить, как ему вздумается. Император поступает в соответствии с законами, которые сам же и принимает. Если он хочет поступить вопреки закону, он должен отменить старый и издать новый закон (который, как известно, обратной силы не имеет).
Это ключевая мысль: нельзя быть вне законов, даже если вы сами их пишете. Посмотрите на свою компанию с этой стороны.

Прусский король Фридрих Великий очень постарался остаться в памяти потомков справедливым государем, с которым через суд мог тягаться простой мельник. Король подчинялся решению суда. Поэтому он остался в памяти народа как Великий не только благодаря удвоению своих земель.

Тот же принцип работает при воспитании ребенка. Формулируются простые принципы, которые выполняются всегда, не зависимо от настроения или времени суток. Не отменять решение второго супруга, не делать исключений в установленных правилах, когда надо возвращаться с улицы или ложиться спать. Если не бывает исключений, то незачем и канючить, если слезы не помогают, то их и не будет.

Слова не имеют абсолютно никакого значения. Что бы вы ни говорили, ребенок будет ориентироваться только на ваше поведение: если вы переходите улицу на красный свет, он будет поступать так же, не помогут и сто лекций. Воспитание — работа над собой, демонстрация подчиненным или детям примеров следования правилам. Нотации обижают, правила — нет.

***
Слово «воспитание» вызывает у меня содрогание: очень живо вспоминаются проповеди о том, что Гайдар в 15 лет командовал полком, а ты на уроки опаздываешь! В связи с этим вспоминается «детский» вопрос: «Чем командир отличается от комиссара?». Командир говорит: «Делай, как я!». Комиссар: «Делай, как я сказал!». Так ведь и отношение к ним разное.

Поскольку «пример — это не главное средство влияния… это единственное средство», наши родители и учителя свом поведением закрепляют нас в своем социальном слое. Требуется воля и самоотверженность, чтобы сменить социальный слой. Вот пример, как это было сделано.

Один очень влиятельный человек рассказал мне такую историю. Его отец всю жизнь проработал в литейном цехе, и как-то Володя пришел к нему в гости. Вряд ли нужно долго рассказывать, как выглядит литейный цех на наших металлургических предприятиях: ходили по доскам, которые положены прямо по саже. Отец показал на соседний стол — это для тебя. Или учись.

В нашей стране властная пирамида традиционно очень острая. Поэтому пример первого лица часто является решающим. Идея пересадить чиновников на отечественные автомобили была вполне здравая и во многих странах реализованная. Но Б. Н. Ельцин не пересел на «Волгу», и официально принятое решение превратилось в фарс.

В мой первый год работы в стройотряде к словам «техника безопасности» относились с насмешкой. На следующий год командиром отряда стал человек, который не понаслышке знал, что такое наступить на гвоздь, и все правила выполнялись теми же бойцами безукоризненно.

Отношение к вам детей определяется взаимоотношениями с вашими родителями. Если вы не берете с собой маму в отпуск, то дети со временем не будут брать вас. Отношение к вам подчиненных после выхода на пенсию будет определяться тем, как вы поступили с вашим предшественником.

Областная организация партии «Единство» являет собой просто мистическую иллюстрацию этой закономерности. Партия была организована из избирательного блока «Медведь». Руководитель областной организации блока не угодил ни областному, ни федеральному начальству. Мне было предложено заняться преобразованием блока в партию. Я сделал вид, что предыдущего руководителя не было, и сформировал организацию заново. Старый руководитель в нее не попал. Через два года произошло объединение трех партий в «Единую Россию», и уже я не вошел в новую партию, а новый руководитель делал вид, что все началось заново. Еще через два года он бесславно покинул область и организацию возглавил новый руководитель. Прервать эту дурную последовательность будет очень непросто.

Ну а возвращаясь к началу, скажу, что волшебного приема я, конечно, не нашел, но постепенно научился прикрывать основные прорехи. Начал понимать, когда меня провоцируют, научился определять зачинщиков, обращать внимание на многие «мелочи», и все наладилось. С некоторыми из моих бывших учеников мы до сих пор встречаемся.

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург